Масштабные модели архитектурных и технических объектов предназначены прежде всего для визуализации изделий и проектов для аудитории, не имеющей навыков чтения технической документации. Масштабные модели прекрасно дополняют презентации различных проектов и выставочные стенды промышленных и строительных компаний.
Модели крупных масштабов могут стать не только великолепным украшением офиса любой промышленной или строительной компании, но и позволяют исследовать физические характеристики технических и архитектурных объектов благодаря принципу подобия, действующему в таких областях, как аэродинамика и гидродинамика.
Не смотря на широкое развитие численных методов решения дифференциальных уравнений, применение масштабных моделей остается актуальным для исследования аэродинамических и гидродинамических характеристик авиационной, автомобильной, железнодорожной и водной техники, поскольку подходы к решению задачи Навье-Стокса до сих пор не найдены и применяемые численные методы не дают результатов, отражающих физические характеристики реальных объектов с достаточной точностью.
Масштабные модели применяются а кораблестроении для определения параметров пропульсивных (гребных энергетических) установок, в авиастроении продувка масштабных моделей в аэродинамических трубах дает возможность не только определить аэродинамические коэффициенты воздушного судна, но и исследовать его поведение в различных летных режимах. Без использования масштабных моделей не обходится практически ни одна опытно-конструкторская или научно-исследовательская работа в области создания транспортных средств, включая авиацию и космонавтику, автомобильный и железнодорожный транспорт, морские и речные суда и корабли.
Создание масштабной модели начинается с определения цели моделирования и детализации модели: для научно-исследовательских целей обычно достаточно моделей с невысокой степень детализации, в то время как стендовое моделирование для демонстрации широкой публике требует высокой детализации модели. Соответственно для научно-исследовательских целей достаточно использование теоретических чертежей корпуса объекта, в то время как для обеспечения максимальной детализации стендовой модели для презентационных целей может потребоваться полная 3D модель изделия либо ее создание по каталогам, описаниям и чертежам из открытых источников.
Основываясь на информации, предоставленной заказчиком, а так же имеющейся в открытых источниках создается 3D модель технического или архитектурного объекта с требуемой детализацией. Полученная 3D модель разбивается на детали для обеспечения технологичности их изготовления и обработки, а так же для обеспечения требуемой детализации масштабной модели.
Детали модели обычно изготавливаются методом послойного наплавления или 3D печати из модельных пластиков, например из полилактида. Детали, изготовление которых в моделируемом изделии выполняется из листовых материалов так же могут быть выполнены из тонких стальных листов вырезанием развертки на лазерном раскроечном станке и гибкой на станке с ЧПУ. После изготовления деталей выполняется их обработка механическими, химическими и тепловыми методами для снижения шероховатости поверхностей деталей. Обработанные детали собираются для получения неокрашенной масштабной модели при помощи клеевой или тепловой фиксации деталей.
Для научно-исследовательских целей обработанная неокрашенная масштабная модель вполне подходит, в то время как для получения демонстрационной стендовой модели, необходимо выполнить ее финишную обработку и окраску в соответствии с принятыми для данного объекта схемами окраски для обеспечения максимального подобия с реальным техническим или архитектурным объектом.
Полностью обработанная и окрашенная крупномасштабная модель локомотива, надводного или подводного корабля или судна, автомобиля или самолета, масштабный макет сложной технологической линии может стать прекрасным дополнением к экспозиции на выставке или в офисе любой организации и хорошим подарком на памятную дату, связанную с объектом архитектуры и техники.